Power Rangers in Russia

"Power Rangers In Russia" - "Могучие Рейнджеры в России" (PRiR), основан в 2004-м году

НА ГЛАВНУЮ
ОБРАТНО
Релиз статьи:
19.11.2009


СТАТЬИ


БЕСКОНЕЧНЫЙ RIDER KICK ЧАСТЬ I -
НАЕЗДНИКИ СПРАВЕДЛИВОСТИ НА КОЛЕСАХ

(публикация: 19.11.2009; автор: Artur Morphin)

ВСТУПЛЕНИЕ

     История знаменитого японского сериала "Kamen Rider" ("Камен Райдер" - "Наездник В Маске") уходит во времена сорокалетней давности, в 1970-й год, когда идея еще несуществующего сериала пришла в голову Шотаро Ишимори. С тех пор минуло много лет, но сериал, несмотря на ряд "мертвых" периодов, остается одним из самых популярных японских шоу в истории, уступая по числу своих фанатов только "Ultraman", да фильмам о Годзилле. В этой статье будет подробно рассмотрена история знаменитого сериала. Первая часть посвящена истории с 1971 по 1994 годы.

ЧАСТЬ I - НАЕЗДНИКИ СПРАВЕДЛИВОСТИ НА КОЛЕСАХ

Рождение героя в маске.
(1970-1971)

     В середине 1970-го года японский креатор и мангака Шотаро (Шоутару) Ишимори (Исимори) развернул перед уже тогда широко известной японской компанией "Toei" идею нового сериала в жанре токусатсу.
     Сам Ишимори (родился 25.01.1938, настоящая фамилия Одондера) к тому времени уже был известен как создатель нескольких сериалов в жанре токусатсу и аниме, и автор очень успешных манг (японских комиксов). Также он был главой собственной небольшой компании "Ishimori". В общем и целом Исимори предстояло остаться в истории Японии как одному из крупнейших авторов манги и аниме, с почетным званием "МангаОо" ("Король Манги").
     Правда, в конце 60-х до легендарной славы было еще далеко. Однако самое важное - Исимори уже имел несомненный талант, желание и фантазию великолепного креатора (изобретателя) новых персонажей для фантастического кино, аниме и манги.
     А время для фантастики было вполне подходящим - объем и популярность "live-show" ("tokusatsu-show") росли год от года, а на конец 60-х годов пришелся первый мировой бум научной и не очень научной фантастики вообще, и фантастического кино в частности. Стоит упомянуть, что в 1966-м году японская компания "Tsuburaya" запустила легендарного "Ultraman", а другая японская компания "Toho" стала регулярно выпускать фильмы о Годзилле. Рынок телевидения становился все более популярным. Словом, время для идеи Ишимори было подходящим, тем более, что "Toei" вела жесткую борьбу с конкурентами за рынок фантастических телесериалов.
     Первоначально суть идеи Ишимори состояла в истории некоего героя, который по мысли создателя должен был быть достаточно брутального внешнего облика и поведения. Стилистически новый сериал должен был нести в себе смесь приключений, триллера и ужасов.
     Дело в том, что Исимори основывал первоначальную идею на уже готовом материале - в 1970-м году он выпустил мангу "Scull Man", про человека, одевавшего маску черепа для мести своим врагам. Жесткая (и даже жестокая) манга с напряженным сюжетом стала очень популярной и даже культовой в Японии. Изначально новый герой должен был быть основан именно на идеях из манги "Scull Man". Также Исимори "намешал" в концепцию тематику киборгов и мутантов, а также историю зловещей подпольной организации, производящей киборгов, взяв все это из другой своей знаменитой манги и аниме 60-х годов - "Cyborg 009".
     Однако в виду того, что большая часть аудитории "tokusatsu" всегда была детской (правда, с оговоркой на японскую "детскость", которая сильно отличается от нашей), а ужасы в те времена котировались очень низко (время для классических ужастиков наступило несколько позднее, в 70-е и 80-е), то идею сериала в "Toei" после первого рассмотрения попросили переработать. Главного героя перевели из мутантов в киборги с хеншин-формой (то есть с супер-костюмом).
     Исимори нарисовал несколько визуальных прототипов нового героя в его костюме, но все оказались так хороши, что ни он, ни продюссеры из "Toei" никак не могли выбрать. В итоге Исимори доверил выбор своему пятилетнему сыну, который указал на рисунок еще безымянного героя на мотоцикле и в шлеме, с чертами насекомого (кузнечика).
     Итак, в ноябре 1970-го года проект официально стартовал. Ишимори выступал как креатор, со-режиссер и даже как сценарист нового 36-серийного сериала, пока еще не имевшего даже официального названия...

Герои одевают маски.
(1971-1973)

     И вот, 3 апреля 1971-го года на канале "Nippon-TV" (будущий "Asahi-TV", пристанище "Super Sentai Show") состоялась премьера 1-го эпизода нового сериала, получившего окончательное название "Kamen Rider" ("Наездник В Маске").
     Герой по имени Такеши Хонго (актер Хироси Фужуока) сражался со зловещей террористической организацией "Шокер", создававшей киборгов и мутантов, с которыми Такеши расправлялся, превращаясь (производя "henshin") с помощью особого пояса в супер-героя в маске с чертами насекомого - Камен Райдера (Наездника В Маске), и применяя для победы над врагами разные финальные атаки, среди которых центральное место занял особый пинок в полете "Rider Kick" ("Райдер Пинок" или "Райдер Удар"). В действии герой активно разьезжал на фантастическом мотоцикле.
     Успех первых же эпизодов был очень значительной. От старой идеи "ужастика" Ишимори все же всунул в действие некоторую "темность" и даже мрачность, придав ему элементы готики и триллера, а сериал поначалу был лишен почти обязательной в таких картинах толики юмора и был полон убийств людей.
     Что интересно, в общем и целом сериал не слишком отличался от волны многочисленных сериалов о супер-героях, бытовавших в то время на японских экранах. Простота и незамысловатость первого Райдера с его наивными "героческими" позами и диалогами, однако, как и все простое, была гениальна. При внешней незамысловатости идеи Ишимори умудрился создать абсолютную квинтеэссенцию положительного героя и абсолютную "вытяжку" той "самурайской" фаталистичной храбрости, которая в той или иной тепени отличает всех японских супер-героев (полное спокойствие вне битвы и ярость внутри нее) и совершенно отсутствует в западных героях, так как только Востоку присущ почти религиозный смысл "необходимости" битвы и героизма как неотьемлимой части жизни настоящего мужчины.
     Герой был героем в полном смысле этого слова, и в тоже время прост как человек, а его сила, которую он получил против своей воли, порой обходилась ему недешево - такому герою хотелось следовать и подражать. Герой был абсолютен, враги абсолютны, битвы абсолютны. Все в новом сериале было абсолютно.
     Вскоре шоу почти случайно несколько изменило свой формат, что, возможно, сыграло роль в его будущем бессмертии. Все в том же апреле 1971-го года Хироси Фужуока, который никогда не пользовался дублерами, врезался на мотоцикле во время сьемок 10-го эпизода в телефонный столб и сломал ногу. Чтобы не закрыть столь успешно стартовавший проект, создатели срочно "заменили" Камен Райдера на Хайято Ичимонжи - Камен Райдера 2 в исполнении Такеши Сасаки. Первого Камен Райдера сюжетно на время убрали из сериала (через несколько месяцев он вернулся). Сам сериал получил больше экшна, меньше мрачности, а также долю юмора, что еще более понравилось зрителям и в итоге подняло рейтинги на заоблачные высоты (25-30%, ныне совершенно недостижимые цифры для любых сериалов).
     Успех Камен Райдера был столь велик, что в Японии даже возникло явление, называемое "Райдермания" - столь много поклонников пытались яростно "фанатеть" по своим любимым героям (один из самых популярных товаров в Японии в начале 70-х - шлемы Камен Райдеров в натуральную величину). Сериал вместо первоначально планировавшихся 36-ти серий и локального сюжета растянулся в эпическую масштабную историю на 98 (!) эпизодов и 4 мувика, в которой была масса героев, смена вражеских группировок, "модернизация" Камен Райдеров, и прочее и прочее. "Отпинав" всех, кого было можно, Камен Райдеры 1 и 2, казалось, завершили свою миссию, и в феврале 1973-го года сериал наконец-то закончился...

От V3 до Стронгера.
(1973-1976)

     Громадный успех Камен Райдера логично требовал продолжения. Однако сам по себе Камен Райдер был и так уже продлен до 98 серий. В Японии тогда (да и сегодня) редко снимали новый сезон про тех же самых героев. В итоге пошли по классическому в Японии пути - снять следующий сезон в той же Вселенной, но с новыми героями, т.е. основать цикл-сериал из сезонов-сериалов.
     Всего через две недели после окончания первого Камен Райдера стартовал второй Камен Райдер - "Kamen Rider V3" ("Камен Райдер V3"). Таким образом, история о Наездниках В Маске из локального сериала превратилась в регулярное телевизионное шоу с Шотаро Ишимори в качестве бессменого креатора.
     Взяв все лучшее из первого сезона (в том числе продолжение сюжета и широкое эпизодическое участие двух первых Камен Райдеров и некоторых персонажей из первого сезона) и добавив кое-что новое (скажем, наличие "дополнительного" Райдера - Райдермана), создатели добились того, что рейтинг совершенно не упал, а скорее, еще поднялся. Роль Камен Райдера V3 (Казами Широ) стала первой серьезной удачей для Хироси Мииути - будущей супер-звезды "toku-show" 70-х и последующих годов. Новая история рассказывала, как новый Камен Райдер V3 сражался с помощью Райдеров 1 и 2 и Райдермана с уцелевшими злодеями первого сезона и со злодеями новыми. Сочные персонажи, наличие элементов драмы и неповторимый колорит 70-х обеспечили сезону громадный успех и сделали Камен Райдера V3 вторым по легендарности Наездником после Камен Райдера 1.
     Но 52 эпизода сезона про V3 закончились, а нужно было двигаться дальше. В 1974-м году выходит 3-й сезон сериала - "Kamen Rider X" (35 эпизодов). Сезон был менее масштабным, чем предшествующие сезоны, и несмотря на ряд интересных находок (скажем, утверждение общей вселенной всех Наездников с обязательным "team-up" в сезоне), остался сравнительно малозамеченным.
     Также в нем выявилась тенденция, которая затем отчетливо прослеживалась в сериале вплоть до 90-х годов - гораздо большее внимание уделялось не самому герою как человеку, а его облику Райдера. Начиная с этого сезона, сами герои как люди порой были довольно плоскими "хорошими парнями", акцент же делался на их ипостаси Наездника В Маске. Иначе говоря, образ был главнее его носителя.
     Также в сериале окончательно утвердился набор неких правил, каким должен быть "настоящий" Камен Райдер - киборг, молодой мужчина, на мотоцикле, с поясом для хеншина и т.д. Так как Камен Райдеры олицетворяли благородство и жажду борьбы со злом, они получили неофициальный титул среди фанатов - "наездники справедливости на колесах".
     После окончания третьего сезона Ишимори захотелось провести несколько экспериментов с идеей Камен Райдеров, и в 4-м сезоне сериала - "Kamen Rider Amazon" ("Камен Райдер Амазон") (1974-75), он отчасти вернулся к своим старым идеям. Сезон был наполнен кровью и достаточно жестокими по меркам середины 70-х сценами боев (скажем, Камен Райдер здесь регулярно кромсал врагов на части), а сам Наездник Амазон не был киборгом (хотя это был один из первоначальных столпов сериала) и не обладал обликом насекомого (скорее пираньи), сражаясь против монстров и мутантов из джунглей Амазонии. Ввиду того, что история об Камен Райдере Амазоне вызвала больше шока и недовольства, чем популярности, то сезон был поспешно завершен всего в 24 серии.
     Отчасти относительный неуспех третьего и четвертого сезонов обьяснялся тем, что в это же самое время Ишимори всерьез занялся некоторыми другим своим проектами, один из которых получил название "Goranger". Этой истории о пяти воинах в разноцветных костюмах было суждено стать началом другого великого сериала - "Super Sentai Show"...
     Все же Ишимори в 1975-м году еще раз вернулся к Камен Райдеру. Его новый 5-й сезон сериала - "Kamen Rider Stronger" ("Камен Райдер Стронгер"), должен был послужить неким финалом всей истории о Наездниках В Маске и завершить глобальную линию всех предыдущих сезонов, связанных с Великим Лидером Зла (таинственным главой всех группировок врагов во всех предыдущих сезонах). В этом же сезоне сделали первую попытку ввести женского персонажа-Райдера, но он получил длинное имя "Electro-Magnetic Wave Human Tackle" (что нормально на русский почти не переводится, остановимся на Такку), был основан на божьей коровке, у фэнов как персонаж вызвал по большей части только споры, да и остался не до конца реализованным, а потому в будущем практически никогда не попадал в списки Райдеров (тем более, что этого персонажа убили посреди сезона).
     Кроме того, в сезоне "Kamen Rider Stronger" слегка переборщили с "героической" стороной дела. Все предыдущие Райдеры были "наездниками справедливости на колесах", но этот элемент мажорности и "героических" поз и диалогов в Стронгере был доведен до предела. Все же сезон занял свое почетное место в истории Наездников, а после его окончания на 39-й серии, в январе 1976-го года вышел "tv-special" про всех семерых Райдеров, в котором сериал мажорно и с помпой официально закончился, а первые семь Райдеров заняли золотые места на пьедестале Наездников В Маске. Однако история сериала не закончилась, она еще только начиналась...

Приключения продолжаются! С перерывами...
(1979-1988)

     После формального завершения "Kamen Rider" Шотаро Ишимори получил возможность вплотную занятся "Goranger", а затем и их продолжателями - "JAKQ" (1977). Однако относительный неуспех последнего сериала в 1977-м году и отсутствие, как казалось Ишимори, каких-либо перспектив у этого направления в будущем, заставили его навсегда покинуть только-только родившийся Супер Сентай, и в начале 1979-го года вернуться к идее Наездников В Маске.
     Его не смутило, что он формально сам же завершил свой же сериал. В октябре 1979-го года стартовал новый Наездник В Маске, который первоначально так и назывался - "Kamen Rider". Новый герой сражался с очередной злой организацией с "недельными" монстрами, и в этом новизны не было. По сути сериал решили "стартовать заново", первые 13 серий развивались так, как буд-то всех предыдущих сезонов не было, а новый Камен Райдер как бы заново начинал всю историю.
     Однако в процессе развития сюжета было решено свести нового героя - Скайрайдера, со старыми Наездниками В Маске, и ввести его в старую Вселенную Камен Райдеров, а не создавать новую. В итоге сезон был переименован в "New Kamen Rider" ("Новый Камен Райдер"). Очень широкое эпизодическое участие предыдущих Наездников (порядка 20 из 54 эпизодов), и модернизация внешнего облика нового Наездника в середине сезона вполне реинкарнировали сериал, хотя и не вернули ему бешенной популярности начала 70-х годов. "New Kamen Rider", который также стал неофициально именоваться "Skyrider" ("Скайрайдер"), стал началом так называемого "второго" поколения Райдеров.
     По сути дела, новизны в новом Райдере было немного - чуть более "продвинутые" костюмы и спецэффекты, чуть уменьшенная мажорность, но внутри все та же схема поражения в каждой серии "недельного" монстра с его "коварно-злобным" планом уничтожения в 1000000 раз Токио, и противостояния некой злобной организации злодеев. Эту схему с успехом применяли как предыдущие, так и многие следующие Райдеры.
     Сразу вслед за Скайрайдером стартует седьмой сезон франчизы - "Kamen Rider Super-1" ("Камен Райдер Супер-1") (1980-81), но и его 48 эпизодов и некоторые новые модернизации (например, Камен Райдер Супер-1 имел подчеркнуто "супер-технологическую" основу) все таки так и не смогли вернуть сериалу всех его поклонников и весь его рейтинг (который, правда, и теперь был чрезвычайно высок). Пожалуй, проблема была в том, что уже в 7-й раз пытались эксплуатировать одну и туже тему без особых изменений - уничтожение очередного "недельного" монстра в каждой серии. После окончания этого сезона (октябрь 1981-го года), Ишимори снова забросил сериал как телевизионное шоу, хотя многие преданные фэны жаждали продолжения...
     Совсем расставаться с Камен Райдерами не хотел и сам Ишимори - именно этот сериал сделал его имя широко известным в среде поклонников "toku-show", записав в бессмертные анналы "народной" памяти. По сути дела он даже не забросил сериал, а просто искал для него новое воплощение. Поэтому в 1982-м году Райдеры "вернулись", причем достаточно неожиданным образом - был выпущен комикс в 13-ти частях, в этом комиксе были использованы идеи, которые Ишимори не реализовал в планируемом продолжении "Kamen Rider Super-1".
     Комикс имел хороший успех и возродил надежды фанатов, что сериал воскреснет и на экране. И эти надежды как будто сбывались - осенью 1983-го года компания "Toei" обьявила, что совместно с Ишимори собирается снова запустить Камен Райдера на экраны. Возвращение должно было стать широкомасштабным и триумфальным - "Toei" повела широкую рекламу грядущего масштабного сезона, получившего по имени главного героя название "Kamen Rider ZX" (причем принимать в нем участие должны были все предыдущие Камен Райдеры).
     Однако по неизвестной причине работы были остановлены после сьемок первых нескольких эпизодов нового сезона. "Toei" так и не объяснила тогда причины срыва сезона (много позднее было пояснено, что "Toei" и Ишимори не сошлись во взглядах на новых сезон). Отснятый материал был сконвертирован в маловнятный 45-минутный "tv-special" и показан в январе 1984-го года по японскому телевидению. На этом история "Kamen Rider ZX" ("Камен Райдер ZX") закончилась, толком не начавшись, а возрождение сериала не состоялось. Закончилась и история "второго" поколения Райдеров.
     В последующие три года сказать что-то новое о шоу было невозможно - его уже прочно записали в списки "мертвых" сериалов, считая явлением ушедших 70-х годов. Но Камен Райдер доказал, что способен жить и в 80-е! Ишимори все таки не желал расставаться со своими Наездниками В Маске.
     В 1987-м году он начинает очередную попытку воскресить неукротимого Камен Райдера. Новый масштабный сезон, получивший имя "Kamen Rider Black" ("Камен Райдер Черный"), вышел на экраны в октябре 1987-го года. Его 51 эпизод принесли такой высокий рейтинг, который был сравним только лишь с самыми первыми сезонами сериала. "Оторвав" Черного Наездника В Маске от предыдущих сезонов (никакой связи с прошлыми сезонами не было), Ишимори опять привнес в сериал (вернее, возвратил) готичность и "темность", а заодно убрал излишнюю мажорность и "героичность". Напряженный и "темный" сюжет о противостоянии героя (Минами Котаро) и зловещего культа Голгом, а еще больше наличие в сезоне первого в истории "злого" Камен Райдера Лунной Тени - все это принесло новый огромный успех. Трагический финал сезона (совсем не хеппи-енд) только добавил популярности Блаку. По сути дела, это была значительная модернизация идеи, так как ранее сама идея "злого" Камен Райдера казалась абсурдной, как и несчастливое окончание истории. "Третье" поколение Райдеров началось вполне успешно, даже не подозревав, что его находки через немалое число лет послужат источником для "новых" сезонов.
     Тем временем выяснилось, что, как это часто бывает, развить и поддержать успех в полной мере не удалось. Сразу за "Kamen Rider Black" стартует его прямое продолжение "Kamen Rider Black RX" ("Камен Райдер Черный RX") (октябрь 1988-го года). Герой был оставлен тот же (Минами Котаро), а сам Наездник был модернизирован (превратился в нового Райдера - Камен Райдера Блака RX) и впервые в истории сериала получил несколько форм (здесь три). Для рейтинга в сезоне эпизодически участвовали все предыдущие Камен Райдеры и Лунная Тень, враги на сей раз были экзотическими - из иного измерения. Уровень битв стал много более зрелищным. Однако сам сезон был сделан все таки слишком "коммерческим", и больше не нес в себе "темной" приягательности и трагического сюжета "Kamen Rider Black", что отрицательно сказалось на рейтинге. Еще одной особенностью этого сезона стоит назвать то, что он послужил в 1995-м году основой для создания американской его переделки - "Masked Rider". Но это все потом, а пока после последнего 47-го эпизода "Black RX" никакого продолжения опять не последовало...

Время для малых Райдеров.
(1992-1994)

     Время шло, и казалось, что уж теперь-то "Kamen Rider" будет спокойно лежать в своей очередной могиле. Наступили 90-е годы, эпоха наивно-благородных героев 70-х и "темных" героев 80-х казалась далеким прошлым. Однако неугомонный Шотаро Ишимори упорно не оставлял своих мыслей о Наездниках В Маске. Он решает предпринять новую, пятую уже попытку вновь усадить за руль мотоцикла воина с обликом насекомого, который давно уже стал главным делом его жизни. Однако он учитывал тот факт, что на дворе были уже 90-е, и сериал требовал значительного обновления. В результате появление в 90-е годы Камен Райдеров носило черты его попыток приспособить старую идею к новым обстоятельствам. По сути он использовал все идеи "третьего" поколения Райдеров, пытаясь их усовершенствовать.
     В качестве первой попытки "возвращения" Ишимори решил реализовать свой самый ранний вариант замысла Наездника В Маске - вариант, когда бы Наездник был мутантом с обликом насекомого. Также он не захотел более связываться с длинными сезонами, а потому начал действовать "методом мувиков", т.е. делать отдельные фильмы, а не сезоны, как это успешно делала много лет компания "Toho" со своим Годзиллой.
     И вот, в январе 1992-го года на экраны Японии выходит полнометражный 90-минутный фильм, называемый "Shin Kamen Rider". Однако те, кто ожидал увидеть бравого героя на мотоцикле, увидели органического мутанта - человека-сверчка Шина, который вообще не имел мотоцикла и брутально расправлялся со своими врагами. Такая трактовка Райдера столь сильно отличалась от привычной, что Шина даже не включили в большинство классификаций Камен Райдеров, а сам фильм не принес того успеха, который от него ждали, оставшись довольно рядовым "хоррором" класса "Б". Одновременно с фильмом прошла широкая рекламная компания по "напоминанию", что же такое Камен Райдеры, с переизданием всех прошлых сезонов на кассетах.
     Ишимори продолжил свои эксперименты. В январе 1993-го года выходит еще один художественный фильм, на сей раз это была короткометражка (48 минут) - "Kamen Rider ZO". В этом кино присутствовала гораздо более традиционная трактовка Наездника В Маске, плюс хорошое качество ее исполнения. Сюжет повествовал о том, как новый Камен Райдер ZO, полученный в результате эспериментов ученого, должен был уничтожить другое супер-создание ученого, и защитиь его сына. Снятый в стилистике, напоминающей фильм Терминатор-2, фильм имел очень приличный успех.
     В январе 1994-го года выходит 45-минутное кино "Kamen Rider J". Несмотря на необычный мистический сюжет о том, как Камен Райдер J, используя J-силу Земли уничтожил логово монстров Матери Тумана, и применение новомодных компьютерных эффектов, мувие не имело успеха предыдущего фильма. Причины крылись в том, что Камен Райдер J был почти полной внешней копией Камен Райдера ZO, а идея увеличить Райдера в финальной битве до размеров, более привычных поклонникам Супер Сентая, Ультрамана, или Годзиллы, не была успешной.
     После этого последовал второй относительный провал - специальное мувие "Kamen Rider VS Ultraman" (апрель 1994), где Камен Райдер 1 образца 1973-го года был сведен для совместной битвы с Ультраманом, прошло практически незамеченным, а попытка связать столь непохожих героев в общем и целом провалилась.
     Наконец, окончились почти ничем планы Ишимори соединить Камен Райдеров J и ZO для совместной истории, возможно даже для нового сезона, и ввести этих двух новых Райдеров в общую вселенную Наездников В Маске. Полностью снять нормальное совместное мувие не получилось, все ограничилось коротеньким 12-минутным фильмом "Kamen Rider World" (июль 1994), где без нормальной сюжетной подоплеки были навалены монстры из разных предыдущих сезонов сериала.
     После столь долгой полосы неудач, уже тяжело больной Ишимори вновь оставил главное детище своей жизни. И в этот раз ему уже не суждено было к нему вернуться...

Отсюда можно попасть на сайт Invert Electric Systems, которая является официальным представителем японской компании Fuji Electric в России и странах СНГ по оборудованию для автоматизации производства, контроля и управления технологическими процессами. А может быть на производственных территориях Fuji Electric снимали эпизоды наших любимых сериалов? http://invert.ru/

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

"Power Rangers In Russia" - "Могучие Рейнджеры в России" (PRiR), основан в 2004-м году