Power Rangers in Russia

"Power Rangers In Russia" - "Могучие Рейнджеры в России" (PRiR), основан в 2004-м году

НА ГЛАВНУЮ
ОБРАТНО
Релиз статьи:
01.03.2009


СТАТЬИ


ДРУГИЕ ГЕРОИ ЧАСТЬ III -
АМЕРИКАНЦЫ С ЯПОНСКИМ АКЦЕНТОМ

(публикация: 01.03.2009; автор: Artur Morphin)

ПРОЛОГ

     Любой любитель "tokusatsu" c ходу скажет, что в Японии в этой отрасли царит компания - "Toei", владеющая правами на такие сериалы, как "Super Sentai", "Kamen Rider" и "Metal Hero", а в США - "Disney", обладательница прав на "Power Rangers". Однако это неправда. Вернее, это правда, но не вся.
     В первой части данной статьи шла речь том, как компания "Toho" доказала, что можно снимать независимые от "Toei" успешные сериалы (цикл о Сайзерах). Во второй части речь пошла о попытках компании "Saban" создать неких других героев, отличных от Могучих Рейнджеров. В третьей же части мы снова поговорим об Америке, но вне лона компании "Saban"...

АМЕРИКАНЦЫ С ЯПОНСКИМ АКЦЕНТОМ

Америка или Япония?

     Для начала уйдем немного в сторону и зададим простой вопрос - "что такое токусатсу"? Ответ на него как будто бы прост - "это кино про супер-героев". Но такой ответ неполон и поверхностен.
     Токусатсу это не только и не столько фантастическое кино про супер-героев. В нем помимо героя (группы героев), одетых в некую супер-броню (супер-костюм) требуется наличие обязательной морализаторской темы, спецэффектов, боевых исскуств (необязазательно), а также некоего духа, которое и отделяет "просто" фантастическое кино от токусатсу. Именно наличие в токусатсу таких часто высмеиваемых его недоброжелателями вещей, как манерные позы, превращения, самопредставления и т.д., а также нотации и мораль, делают токусатсу самим токусатсу. Если не учитывать всего вышеизложенного, то к токусатсу можно смело причислить огромное количество фильмов, которые токусатсу не являются.
     Кроме того, негласно долго в среде фанатов считалось, что "настоящее" токусатсу может быть только японским, и только во второй половине 90-х в него "засчитали" американские вещи вроде Могучих Рейнджеров, да и то, многие фанаты долго высмеивали и третировали такие вещи.
     Однако в США еще задолго до Могучих Рейнджеров (да и во время их), явившихся на экраны только в 1993-м году, снималось свое фантастическое кино, во многих моментах очень близкое к токусатсу.
     Стоит сказать сразу, что то, что снималось в США во второй половине 80-х и в первой половине 90-х годов, никогда, никем и нигде не называлось "токусатсу" (цели такой не было никогда), да и до сих пор даже Могучие Рейнджеры так не называются. Строго говоря, почти все, о чем пойдет ниже речь, и не было классическим токусатсу ни в коем случае. Однако это были фильмы, так, или иначе, но в значительной мере походившие на токусатсу, иногда почти на 100%.
     Если копнуть подальше в прошлое, то легко обнаруживается довольно удивительный, хотя и простой факт. Он состоит в том, что хотя в США, строго говоря, почти никогда не снималось на 100% американское токусатсу, но именно в саму Японию прототип токусатсу явился из Америки!
     Это довольно простая история. В 1945-49-м годах, после окончания Второй Мировой Войны, Япония была оккупирована американскими войсками. Вместе с американскими солдатами в Японию среди прочего проникли бейсбол, жвачка, мультфильмы (давшие толчок к съемкам аниме), а также комиксы про Супермена и подобных ему героев.
     В Японии эти комиксы нашли очень благодатную почву благодаря культуре манги в этой стране. Манга - это возникшие еще в 19-м веке самобытные японские комиксы (очень грубое определение, но передающее смысл предмета). Уже в конце 40-х годов культура комиксов из США совершенно смешалась с культурой манги (приведя ее в современный вид), и дала развитие уже японским комиксам про супер-героев.
     Удивительно близко японцам оказалось и восприятие ярких одежд супер-героев (клановая расцветка самураев и классов общества) и манерных поз и речевок (традиции национальных театров Кабуки и Но эксплуатировали эти вещи несколько веков), равно как и простые "рубленные" диалоги и патетичные заявления (прямота, лаконичность и декларативность также были близки национальной японской культуре, особенно самурайской ее части).
     От комиксов было близко к мультфильмам и фильмам. Кроме того, богатая мифологическая основа японского фольклера давала обширное поле для появления на экране монстров. Не будем рассказывать историю появления в Японии токусатсу, это отдельная тема. Скажем лишь, что в 50-е годы в Японии уже выходили сериалы, в которых были смешаны элементы как американской культуры супер-героев (яркая одежда, манерность, патетика), так и традиции японского театра Кабуки (позы, самопредставление - "серифу", "местные" монстры).
     Спустя годы, мы имеем знаменитую, уже хрестоматийную историю с появлением в США в 1993-м году сериала "Power Rangers". Так, якобы, началась история "tokusatsu" в США. Но это на самом деле далеко не вся правда...

Вы арестованы, как любитель токусатсу!

     Вернемся в США. На дворе стоят 80-е годы, время "золотого века" видео-проката и кассет VHS, которые стали легко доступны любому, многие американские фильмы той поры выходили сразу на видео, принося зачастую денег больше, чем блокбастеры в кинотеатрах.
     17 июля 1987-го года в то время уже знаменитый американский режиссер Пол Верховен (Верхувен) презентовал публике свой новый фильм - "Робот-Полицейский" ("Robocop"). Закованный в броню суровый и разумный киборг Робокоп, с мозгом убитого ранее полицейского, зачищал город от преступников всех мастей. Фильм имел бешенный успех, было снято еще два продолжения и сериал.
     Сразу скажем, что, разумеется, абсурдно считать Робокопа фильмом в жанре токусатсу. Суть нашего рассказа в этом моменте не в этом.
     Об следующем, на самом деле очень очевидном факте, многие не знают - Робокоп был довольно тесно связан с японскими героями цикла "Metal Hero". Есть многие сведения, что на сценаристов фильма и даже на его режиссера Пола Верховена оказали известное влияние ранние сезоны этого японского цикла (который транслировался на Гавайях).
     Позже Робокоп снова оказался связан с Японией, но уже в обратном направлении. Вызванный им шумный успех в США (и, кстати, при прокате в Японии он тоже пользовался огромной популярностью), также стал одной из причин возникновения и поддержки моды на кино про киборгов и мутантов.
     В итоге уже японцы, не стесняясь, используют идеи Робокопа в своих собственных сериалах - сезоны цикла "Metal" в 1989-м ("Jiban") и 1993-м ("Janperson") по сути были двумя японскими версиями истории о Роботе-Полицейском.
     Вообще, вторая половина 80-х и начало 90-х были в США "золотым веком" фантастических фильмов класса "B" про монстров и киборгов. Часто низкобюджетные, эти фильмы плохо укладывались в рамки жестокости в США, но собирали огромные кассы при прокате в кино, и особенно на видео. Поскольку такие фильмы пользовались у публики бешенным успехом, разумеется, шел поиск новых идей и образов. Богатейшая уже в то время отрасль японского кино про супер-героев и монстров, конечно, не могла остаться незамеченной, особенно учитывая тот факт, что японское кино часто проникало на Гавайи и в Калифорнию.
     Достаточно назвать такие "столпы" фантастического кино, снятые в то время, как "Робокоп", "Терминатор", "Универсальный Солдат", как становится понятно, что в США в то время было модно кино про киборгов.
     Повторимся еще раз, что никто и никогда в США тогда сознательно не собирался связывать свою продукцию с токусатсу, ни по названию, ни по духу. Это было именно "классическое" боевое фантастическое кино, однако оно само по себе, будучи мировым успехом, влияло на производителей токусатсу в Японии, а временами американские фантастические фильмы 80-х и 90-х также использовали (пусть и не всегда сознательно) некоторые элементы из японских сериалов. Налицо был неофициальный обмен идеями, благодаря чему фантастическое кино по обе стороны Тихого Океана развивалось. Робокоп был одним из самых ярких и показательных примеров такого обмена идеями. Однако были и другие случаи...

Я - Гайвер!

     18 марта 1991-го года на экраны США выходит фантастический художественный фильм "Guyver" ("Гайвер") от американской же кинокомпании "New Line Cinema". Сюжет повествовал о том, как молодой человек случайно стал обладателем инопланетного био-механического приспособления, которое внедрилось в его тело, и с помощью которого он мог облачаться в био-механические непробиваемые доспехи существа под названием "Гайвер", дающие ему невероятные возможности для сражения с монстрами.
     Казалось бы, этот фильм класса "B" с очень невысоким бюджетом мог бы стать просто очередным "фильмом про монстров", если бы не тот факт, что Гайвер был ничем иным, как редким фактом официальной американской (!) экранизации известной японской манги с таким же названием (по манге в Японии также снято аниме, и не одно). Впрочем, сюжет и идея манги были очень сильно "американизированы" и упрощены. Фильм вышел внешне откровенно неважным и был воспринят довольно плохо.
     В 1994-м году последовал сиквел - "Гайвер-2: Темный Герой" (вышел сразу на видео), который гораздо больше, чем первый фильм, следовал сюжету и смыслу японского оригинала и был сделан значительно более качественно и серьезно, с загадочным и даже мрачным сюжетом.
     Связь с японским оригиналом подчеркивало как то, что часть персонажей были японцами (хотя играли их американские китайцы), так и довольно нетипичные для тогдашнего американского кино схватки с органическими монстрами. Из манги были также взяты высокие натуралистичность, убедительность и жестокость боевых сцен, а также отчасти "темную" историю про пришельцев, когда-то давно оставивших на Земле монстров и Гайверов.
     Наряду с этим, фильмы (в основном - первый) содержали в себе массу штампов дешевого кино - глупые и неуместные шутки, плохую актерскую игру, низкий бюджет. Став своего рода почти культовым явлением в первой половине 90-х (особенно 2-й фильм), Гайвер затем был почти забыт.
     Оба фильма получили в США массу критики и рейтинг "R" (очень жесткое кино), хотя вторая часть истории о Гайвере была сделана куда качественнее первой, это отмечали все. Еще один маленький, но показательный факт - фильм "Гайвер-2" в 1994-м году некоторые критики поставили в один ряд с 1-м сезоном Могучих Рейнджеров, назвав его "...таким же тупым, ужасным и бестолковым". Можно ли считать это ругательством или похвалой в нынешнее время, судить только фанатам...
     Гайвер сам по себе был в общем-то только фактом того, что прямая экранизация японского материала про супер-героев проводилась в США значительно раньше Могучих Рейнджеров. С другой стороны, Гайвер (особенно, второй фильм) находился буквально в шаге от того, чтобы его можно было зачислить в токусатсу.
     История с Гайвером еще раз наглядно показывает, что в США на самом деле всегда снимали массу кино, чрезвычайно близко расположенную по духу и стилю к японским сериалам о супер-героях, различались только внешняя сторона, плюс в американском кино была гораздо меньшая дола моральности, но напрямую такое кино токусатсу не называлось никогда.

Капитан Пауэр зовет вас в Солдаты Будущего!

     Однако были еще более явные примеры, где влияние японцев и их Рейнджеров, Наездников В Маске и прочих героев, было очень ощутимым. В 1986-м году две компании из США - "Mattel Inc" (производитель игрушек в стиле супергероев и мультсериалов) и "Landmark Entertainment Group" (производитель мульфильмов про супергероев) начали новый фантастический сериал, который назывался "Captain Power And Soldiers Of The Future" ("Капитан Пауэр и Солдаты Будущего").
     1 сентября 1987-го года на канадском телевидении (в США возникли проблемы из-за норм жестокости) сериал стартовал. Сюжет происходил в пост-апокалисптическом будущем, где с армией киборгов сражалась группа бойцов, закованных в фантастические супер-доспехи. Всего до 27 марта 1988-го года было показано 22 серии, полных схваток, смертей, философских и моральных размышлений, а также тем постапокалиптики и кибернетики. Широко использовалась совершенно невиданная тогда 3D-графика, что сделалало Капитана Пауэра одним из лидеров телеэфира, но и одновременно одним из самых дорогих по тем временам сериалов (в среднем стоимость производства серии - миллион долларов).
     В облике Солдат Будущего в довольно отдаленной мере были использованы идеи и костюмы из японского цикла "Metal Hero". Причины были описаны много выше (см. историю с Робокопом).
     К сожалению, из-за разногласий между компаниями-производителями, продолжения не последовало, 2-й сезон остался в отрывках и сценариях. В 1998-99-м годах была попытка восстановить сериал, но неудачно, дальше нескольких трейлеров и пробных сцен дело так и не продвинулось. Все же на этом сериале "набили руку" очень многие сценаристы и креаторы, которые в 90-е и 2000-е стали "монстрами" американского фантастического кино.
     Капитан Пауэр стал на самом деле первым американским токусатсу, хотя впоследствии эту роль приписали Могучим Рейнджерам (они начались только в 1993-м году), во многом благодаря тому, что сама компания-производитель Рейнджеров - "Saban", охотно эту легенду поддерживала.

Кибер Самураи с татуировками в Беверли-Хиллс.

     Во второй части данной статьи мы уже упоминали о компании "DIC", которая была основана в середине 70-х годов французским креатором и продюссером Жаном Шалопином. Компания стала базироваться в Люксембурге, и начала делать на французском языке мультфильмы "под аниме", а также заниматься переводом и дубляжом на французский язык токусатсу и аниме.
     В начале 90-х компания "DIC" была куплена несколькими американцами и стала называться "DIC Entertainment", переехав в США.
     Когда в 1993-м году "Saban" запустил свой сериал "Power Rangers", очень многие другие компании такого же ранга, включая "DIC", оказались впечатлены успехом Рейнджеров. Совершенно логично, что у многих появилась мысль о возможности повторения столь же большого и легкого успеха.
     В итоге компания "DIC" обьединила свои усилия еще с двумя компаниями - "Ultracom" и "All-American Television" (обе компании занимались телевещанием и производством сериалов), чтобы совместно обратится в Японию, и попытаться повторить "метод Сабана".
     Так как компания "Toei" (владелец Камен Райдеров и Сентая) работала только с Сабаном, то американцы пошли в стан не менее известной в Японии компании - "Tsuburaya", которая вот уже много лет делала сериалы из цикла об Ультраманах и некоторые подобные шоу. Действуя по методу Сабана, в "DIC" выбрали за образец для "конвертации" совсем тогда еще свежий сериал "Denkou Choujin Gridman" (1993-94).
     В США японский материал был быстро "сконвертирован", и в итоге 12 сентября 1994-го года на экраны США вышел новый сериал - "Superhuman Samurai Syber-Squad" ("Кибер-Отряд Суперлюдей Самураев").
     Сюжет повествовал о том, как тинейджер из школы получил возможность входить в виртуальный мир и превращаться там в огромного роботоподобного гиганта Серво, чтобы сражаться с громадными монстрами виртуальной реальности. В этом ему помогали несколько друзей, которые в виртуальной реальности превращались в "апгрейты" для Серво.
     26 серий первого сезона сериала были показаны очень быстро, до 24 октября все того же 1994-го года, с целью массированной атаки на телерейтинги. Сразу вслед за тем были запущены еще 26 серий второго сезона, которые окончились 20 декабря 1994-го года. За ними сразу же стартовал повтор всего сериала, который завершился весной 1995-го года.
     Несмотря на столь массовую атаку на зрителей, добится большого успеха сериалу не удалось. Его погубили все те же причины, которые раз за разом губили все американские токусатсу 90-х - низкий бюджет, плохая игра актеров, неинтересные сюжеты. Также причиной остановки производства послужил острый дефицит кадров из японского прототипа, в котором вообще было только 39 серий.
     Когда стало ясно, что несмотря на потраченные усилия, успеха добиться не удалось, сериал быстро рассыпался, так как компании-производители разачаровались в нем, и все дружно отказались от дальнейшего производства. Ко 2-му сезону была "засчитана" еще одна, уже готовая серия из готовящегося 3-го сезона (еще пять полуготовых серий так и не увидели свет). 14 июля 1995-го года эта серия была показана и сериал завершился.
     Вскоре компания "DIC" оказалась купленной компанией "Disney". Сериал "Superhuman Samurai Syber-Squad" вошел в число позабытых ныне сериалов, и даже не был переиздан на DVD в 2000-е годы.
     Однако еще до этого вторую попытку создать "настоящую" альтернативу Рейнджерам, предприняла в том же 1994-м году все таже компания "DIC Entertainment", но уже строго самостоятельно, и не используя в качестве прямой основы ни одного японского сериала.
     3 октября 1994-го года она запустила новый сериал "Tattooed Teenage Alien Fighters From Beverly Hills" ("Татуированные Тинейджерские Бойцы с Инопланетянами из Беверли Хиллс").
     В своей попытке создать альтернативу Рейнджерам, в "DIC" скатились до того, что тривиально скопировали 90% идей из Могучих Рейнджеров (которые и сами были копиями Сентая), оставшиеся 10% были взяты из сериалов об Ультрамане. Сюжет крутился вокруг того, как некий инопланетный мудрец выбрал четверых тинейджеров, чтобы они сражались с монстрами очередного злого императора, получая силу из волшебных тату на их пальцах. С помощью супер-сил герои увеличивались в размерах до гигантов и облачались в разноцветные костюмы, а затем превращались в робота.
     Слишком явное копирование идей Рейнджеров, ужасающе низкий бюджет, плохая игра актеров и неинтересный сюжет, все это предопределило низкие рейтинги сериала.
     В итоге летом 1995-го года, когда закончился показ последней, 40-й серии первого сезона, никакого продолжения не последовало. О татуировках из Беверли-Хиллс, все очень быстро забыли...
     История о двух последних сериалах наглядно показывает, что "сторонние" производители токусатсу в США столкнулись с теми же проблемами, что и Сабан. Успех Могучих Рейнджеров так и остался в некоторой степени загадочно-случайным явлением, и повторить его в 90-е годы никому не удалось.

"Поехали!" ("Let's Ride!")

     После провалов сторонних компаний повторить успех Могучих Рейнджеров, и после того, как сама "Saban" к концу 90-х свернула свои "малые" сериалы (о чем подробно написано во второй части этого рассказа), всем уже казалось, что "американское токусатсу" (именно так стали называть все американские токусатсу-сериалы и некоторые фильмы, очень похожие на токусатсу) фактически умерло еще в 90-е годы, и теперь всегда будет ограничиваться только одним своим живым и самым известным представителем - Могучими Рейнджерами.
     Однако ничто не бывает неизменным в этом мире. В 2004-05-м годах в США вернулась группа американцев, а также японцев и китайцев американского происхождения, которые несколько последних лет работали в Японии на компанию "Toei", принимая участие в создании ряда сериалов в циклах о Райдерах и японских Рейнджерах. Вместе с ними приехали и некоторые "чистые" японцы.
     Ключевым человеком в этой группе был Стив Ванг (Вонг), работавший с многими японскими току-креаторами с 90-х годов, и бывший одним из со-креаторов нескольких сериалов от "Toei", включая "Kamen Rider Ryuki" (2002-03). Самое ценное, что Стив Вонг в свое время был непосредственно причастен к созданию американских фильмов о Гайвере.
     В 2005-м году под его руководством была образована компания "Addness", которая поставила своей целью сьемки своего собственного токусатсу на американской территории. Отличие от предыдущих попыток было в том, что не американцы заимствовали идеи и кадры из зачастую плохо понятных им японских сериалов, а уже "японцы" (назовем так всех, прибывших из Японии в США, независимо от национальности), делали в США кино для американцев, прекрасно зная свой прошлый материал, и имея мощную поддержку фирмы-производителя - "Toei".
     По большому счету, это было ничто иное, как уже японская попытка "Toei" руками американцев закрепится на токусатсу-рынке США, где к 2005-му году уже много лет были только Могучие Рейнджеры (при этом никто продажи американцам новых сезонов Сентая для переделки их в Рейнджеры, не прекратил).
     В конце 2006-го года началось производство нового сериала, который должен был значительно потеснить на рынке США Могучих Рейнджеров. Широкая реклама и освещение сьемок проводились все время реализации проекта. Однако из-за множества проволочек самого разного характера, от финансовых до организационных, проект ужасно растянулся, и новый сериал был готов только в самом конце 2008-го года.
     За основу был взят именно "Kamen Rider Ryuki" от "Toei" (над новым сериалом работала половина людей, создававших в свое время Рюки). Еще одной причиной было нежелание использовать Сентай, дабы не вызывать парралелей с Рейнджерами. Кроме того, японский прототип обладал широким набором героев.
     10 января 2009-го года после двух с половиной лет производства (за это время даже изначальный актерский состав и сюжет успели поменяться почти до неузнаваемости) стартовал сериал "Kamen Rider Dragon Knight" ("Камен Райдер Драгон Кнайт").
     Всего сериал анонсировал 40 серий. Сюжет крутился вокруг человека по имени Кит Тейлор, который волей случая получил возможность превращаться в супер-героя - Камен Райдера Драгон Кнайта, который должен был вступить в битву Камен Райдеров и монстров в парралельном мире Вентара, чтобы остановить захватнические планы злых парней.
     Мощная поддержка и опека "Toei" в итоге привели к тому, что продукт вышел все таки качественным, он использовал только внешний облик костюмов Райдеров из японского прототипа и некоторые кадры отттуда. В отличии от Рейнджеров, сюжет был напряженным, сквозным и весьма сложным, детский настрой Рейнджеров отсутствовал, действие было много более серьезным. С японским прототипом сюжет также не совпадал, японские кадры использовались довольно аккуратно. Как итог - Драгон Кнайт обогнал по рейтингам Могучих Рейнджеров.

ЭПИЛОГ

     Как хорошо заметно, в США в 80-е и 90-е годы (да и позднее) создавались и создаются интересные образцы фантастического кино, которое зачастую (случайно, или сознательно), является очень похожим на японское токусатсу. Одновременно само американское кино в ряде моментов влияло на японских креаторов. Обе стороны, обмениваясь идеями (пусть этот обмен не всегда явен и равноценен), так или иначе, но работают на пользу нам, зрителям, делая свою продукцию более интересной и востребованной у нас...

Здесь можно выбрать ингалятор детский и не только.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

"Power Rangers In Russia" - "Могучие Рейнджеры в России" (PRiR), основан в 2004-м году