Power Rangers in Russia

"Power Rangers In Russia" - "Могучие Рейнджеры в России" (PRiR), основан в 2004-м году

НА ГЛАВНУЮ
ОБРАТНО
Релиз статьи:
30.08.2009


СТАТЬИ


ИСТОРИЯ О ТРИДЦАТИ ТРЕХ СЕНТАЯХ ЧАСТЬ II

(публикация: 30.08.2009; автор: Artur Morphin)

ИСТОРИЯ О ТРИДЦАТЬ ТРЕХ СЕНТАЯХ ЧАСТЬ II

Динозавры меняют облик
(1992-1993)

     После окончания трансляции сезона "Jetman" (начало 1992-го года) Сентай перешагнул через отметку в 15 полных сезонов и 16 лет существования. Уже говорилось, что сериал в это время покинули многие люди, по сути создавшие феномен японских Рейнджеров в 80-е годы. Также отчетливо встал вопрос о том, что необходимо вносить какие-то изменения в структуру сериала. С другой стороны, огромный телевизионный успех "Jetman" не позволял уже делать что-то менее популярное и менее качественное.
     Именно поиском возможных путей модернизации сериала и был ознаменован новый период развития Сентая, начавшийся в 1992-м году. Эти изменения так и не затронули основ сериала, но были более последовательными и более глубокими, чем в 80-е годы, и в конечном итоге позволили Сентаю приспособиться к 90-м годам.
     На несколько следующих лет состояние сериала стали определять два человека - продюссеры "Toei" Джун Каджи и Такеюки Сузуки (оба уже не первый год работали в Сентае).
     В самом конце показа "Jetman" в "Toei" было отменено правило о том, что сниматься в Cентае могут актеры и каскадеры только из "Toei Action Club". Также компания провела новый набор молодых производственных работников (ответственные продюссеры, режиссеры, сценаристы и т.д.). Это тут же привело к вливанию свежих сил в сериал, и к замене большей части актерского и каскадерского состава.
     Как уже упоминалось ранее, из-за упомянутого ограничения на набор актеров, "кадровый" состав Сентая был в 80-е годы почти несменяемым. Многие актеры снимались подряд или вразброс в нескольких сезонах сериала в различных ролях, а каскадерский состав с 1979-го по 1991-й год вообще почти не менялся. Новые создатели сериала относились с большим уважением к накопленному опыту и достижениям сериала, но не считали его каноны "священной коровой".
     Но все это была невидимая зрителю часть трансформации. Видимой частью стал новый, 16-й по счету сезон Супер Сентая - "Zyuranger" ("Дзюрейнджер") 1992. Этот сезон взял в качестве своей главной темы динозавров. Сюжет был ориентирован на более детскую аудиторию, чем "Jetman", и повествовал о том, как Дзюрейнджеры, представители древней цивилизации людей, которые жили во времена динозавров, проснулись от своего долгого сна в наше время, чтобы противостоять злой колдунье Бандоре. Истории сезона были наполнены порой полусказочными сюжетами и переосмыслением известных западных сказок и мифических персонажей, а также полны детских персонажей. Этот сезон положил основу почти всем сезонам 90-х годов.
     Начиная с "Zyuranger", каждый сезон носил приставку "-ranger", вместо "-man", как в 80-е. Кроме того, число разных роботов, дополнительных мехов и новых форм их слияния стало постепенно возрастать. Если в 80-е годы Сентай довольствовался одним роботом, а начиная с 1986-го года - двумя или тремя робото-формами, то теперь их было редко менее 5-6. Постепенный процесс увеличения числа роботов и увеличения числа вариантов слияния мехов начался еще в конце 80-х.
     Также в 90-е годы более интересными стали прологи сезонов. Если раньше весь пролог (представление героев, врагов, роботов) умещалось в 1 или 2 серии, то теперь пролог занимал 4-8 серий. Эта идея с длинным прологом была найдена еще в "Jetman" и стала теперь постоянной. Зрители постепенно видели, как герои появляются, становятся командой, получают роботов, знакомятся с врагами. Это уменьшало число проходных серий и делало завязку много интереснее.
     После пролога следовал ряд проходных серий (снова каждая была посвящена конкретному Рейнджеру) для более детального ознакомления с характерами героев. Около 15-20-го эпизода обычно появлялись новые герои или роботы. Затем снова следовал ряд проходных серий, и около 28-35 эпизодов шла новая линейка сюжетно важных серий (обычно снова новые роботы и новые враги). Затем действие плавно стекало к финалу.
     Но самым важным новшевством было то, что наконец-то был нарушен незыблемый канон пятичленной команды - в сезоне появился регулярный шестой Рейнджер (''дополнительный"), в данном случае - Драконрейнджер Бурай. Этот малоприметный с нашей сегодняшней точки зрения факт, являлся самой настоящей бомбой в японском Сентае начала 90-х. "Zyuranger" в итоге стали очень популярны.
     Появление шестого Рейнджера само по себе вносило свежесть в идею Сентая, а также позволяло создателям резко расширить число интересных сюжетных ситуаций - с новым шестым Рейнджером можно было связать массу тайн и загадок, заставить его противостоять основной команде и/или искать пути вступления в нее, наконец, его, в отличии от основных Рейнджеров, можно было убить (в этом сезоне так и произошло). В "Zuyranger" львиная часть сюжета сезона была связана именно с шестым Рейнджером. В этом и в будущих сезонах дополнительные Рейнджеры, как правило, были очень популярны у зрителей именно за счет своей обособленности.
     Еще одним знаменательным фактом было то, что "Zyuranger" стал первым сезоном Сентая, который американская компания "Saban" превратила в сезон своего нового сериала - "Power Rangers" ("Могучие Рейнджеры"). Теперь каждый следующий сезон Сентая так, или иначе, но "конвертировался" в новых Могучих Рейнджеров.

Вверх и вниз по волнам рейтинга
(1993-1997)

     Успешно проведенное освежение идеи Сентая нашло свое продолжение в следующем, 17-м сезоне - "Dairanger" ("Дайрейнджер") 1993, чья сюжетная основа была признана одной из лучших в 90-е годы. Сюжет нового сезона повествовал о Дайренджерах, мастерах внутренней силы Ци (Ки), которые с ее помощью, и с помощью знаний боевых исскуств, противостояли мастерам темной Ци - Клану Гозма. История, опиравшаяся на множество элементов китайской и японской истории и мифологии, а также виртуозные боевые стили Рейнджеров (кунг-фу Рейнджеров было отлично поставлено) и неплохие мехи - все это пришлось зрителям очень по душе. Кроме того, в этом сезоне дополнительный Рейнджер был по сюжету ребенком, который вырастал во взрослого, когда превращался (хотя сама по себе эта идея была признана в итоге неудачным).
     "Dairanger" утвердил положение, что каждый следующий сезон Сентая должен обязательно иметь иной настрой, структуру сюжета и стилистику, чем предыдущий - так создатели стремились избежать стилистического застоя, который догнал их в 80-е годы. Кроме того, в 90-е годы вкусы зрителей стали меняться много быстрее, чем раньше, и чтобы угодить им, приходилось постоянно меняться. Если в 80-е годы сезоны часто отличались разве только внешним антуражем, то теперь разница между ними стала более заметной. Для достижения такого эффекта каждый новый сезон обычно поручался новой команде режиссеров и сценаристов, или, по крайней мере, ее состав должен был сильно изменяться каждый год. При этом команда продюссеров долго не менялась, кроме Джуна Каджи и Такеюки Сузуки в 90-е годы в нее входили Сигенори Такадера и Койчи Йада (последний, кстати, работает в Сентае до сих пор, не пропустив почти ни одного сезона).
     В 1994-м году стартовал очередной сезон сериала - "Kakuranger" ("Какурейнджер"), который поднял в Сентае такую близкую для Японии тему, как ниндзя (строго говоря, даже неясно, почему этого не произошло раньше). История о том, как потомки древних ниндзя - Какурейнджеры, в наши дни сражались с армией древних духов и чудовищ Йокаев, изобиловала ниндзя-экзотикой, а также персонажами японского фольклера, японских сказок, "страшилок" и мифологии.
     Привнеся в действие чуть больше, чем обычно, юмора, создатели туда же уместили некоторую долю стилистики из старых фильмов о ниндзя и дешевых "ужастиков". Вместо регулярного шестого Рейнджера в сезоне действовал положительный герой Ниндзяман. Одной из фишек было то, что лидером (первый раз в Сентае) был не Красный Рейнджер (парень), а Белый Рейнджер (девушка). Хотя не все вещи в сезоне можно было признать удачными (например, довольно неровно развивающийся сюжет), сезон занял свое место в череде историй Сентая.
     Следующий, уже 19-й сезон сериала, носил название "Ohranger" ("Орейнджер") и вышел на экраны в 1995-м году. В это же время "Toei" официально обьявило "Goranger" и "J.A.K.Q." первыми двумя сезонами "Super Sentai Show" (напомним, что до этого они в Сентай формально не входили) и нумерация сезонов приняла привычный нам вид. Ввиду этого "Ohranger" становился сезоном, посвященным 20-тилетию работы над сериалом, что предполагало многие возвращения к "корням" сериала.
     Именно по этой причине для сьемок сезона в действующие продюссеры сериала был на год возвращен Сусуму Йошикава, который 20 лет назад начинал снимать еще легендарных "Goranger" (1975-77). В роли наставника команды Орейнджеров на экран вернули супер-звезду токусатсу 70-х Хироси Мииути, который снимался в первых двух сезонах Сентая. Также в качестве эпизодических персонажей предполагалось задействовать множество актеров из прошлых сезонов (это было выполнено лишь отчасти). Были приглашены и многие "старые" сценаристы, креаторы, озвучиватели. Действие сезона предполагалось эффектным и достаточно жестким по сюжету.
     По истории сезона, специальная правительственная команда - Орейнджеры, получали силу и технологии сгинувшей цивилизации древних людей, чтобы сражаться с Империей Машин Бараноей с Луны. Технологическая подоплека сезона была смешана с полумагическими знаниями древних людей.
     Однако планам по яркому юбилейному сезону не суждено было сбыться. 20 марта 1995-го года, когда уже началась премьера сезона, религиозная секта "Аум Сенрике" организовала атаку газом "Зарин" против пассажиров Токийского Метро. В японском обществе последовала паника, также последовал фактический запрет на показ "чрезмерной" жестокости на телевидении. Сентай оказался под давлением, и в "Toei" пришлось срочно переделывать сюжеты и серии для нового сезона, всячески упрощая и облегчая их.
     Пришлось пожерствовать многими сюжетными линиями, смертями некоторых персонажей и так далее. Дополнительный Рейнджер (Оу-Рейнджер) снова был сделан ребенком и появился только во второй половине сезона, а его история оказалась сильно обрезанной.
     Рейтинги "Ohranger" в итоге были самыми низкими за всю историю Сентая (при том, что качество сезона вовсе не было ужасным). Вместо планируемых 52-53 серий ограничились 48. С другой стороны, "Ohranger" утвердил в сентае концепцию "team-up", именно начиная с "Ohranger" команда из текущего сезона встречалась в специальном фильме ("cross-over movie") с командой из прошлых сезонов. Первым стал фильм "Ohranger VS Kakuranger". Хотя такие фильмы обычно были плохо увязаны с логической и сюжетной точки зрения, но они неизменно пользовались успехом у зрителей, и потому стали еще одной традицией Сентая.
     После неуспеха "Ohranger" состав продюссерской бригады сильно изменился - сериал покинули ветераны сериала Такеюки Сузуки и Джун Каджи, а вместо них был введен новый продюссер Кенджи Ота. Однако самое главное, что ни у кого даже не возникло мысли, что сериал необходимо завершить - в "Toei" просто нечем было заменить свой главный сериал. Так как фактические ограничения на "жесткий" Сентай все еще действовали, то новый, 20-й уже по счету сезон, было решено делать в юмористическом ключе.
     Юмор в Сентае присутствовал всегда, в разных сезонах он был в разном количестве. Однако никогда еще шутки, самопародия, ирония и юмор не становились центром смысла целого сезона. Сезон "Carranger" ("Каррейнджер") стартовал в начале 1996-го года, и действительно нес в себе много несерьезных элементов, начиная с того, что главные герои (Каррейнджеры) представляли из себя изначально группу неудачников и посмешищ, ставших супер-героями почти случайно, и сражавшимися с комичной группировкой монстров из космоса Бозук, чьей главной целью было... нарушение правил дорожного движения! Почти все герои, включая отрицательных, несли в себе иронию и пародию на "классических" сентайных злодеев и героев. Обилие шуток и комедии положения прикладывалось. Тема сезона была гоночно-автомобильная, в этом она несколько напоминала первый "гоночный" сезон Сентая - "Turboranger" (1989). Вместо нормального шестого Рейнджера снова был "всего лишь" вспомогательный положительный персонаж Сигналман. Однако этот яркий персонаж, сдвинутый на соблюдении правил дорожного движения, собой вытянул добрую половину рейтинга.
     Столь необычный и смелый замысел сезона, однако, оправдался, и Каррейнджеры спасли рейтинги Сентая, снова подняв их вверх. Между прочим, сезон "Carranger" также утвердил в Сентае новый облик Красного Рейнджера. Если подавляющее большинство Красных Рейнджеров в Сентае до этого обладали яркими лидерскими качествами, сильной харизмой и мощной волей, то теперь Красный Рейнджер помолодел, стал очень эмоциональным и горячим, теперь он брал не волей, умом и харизмой, а упрямством, верой, и энтузиазмом.
     Благодаря "Carranger" кризис середины 90-х годов был успешно преодолен. К моменту окончания "Carranger" в начале 1997-го года все ограничения на сьемки "жестких" сцен были сняты.

К отметке в 25 лет
(1997-2002)

     Хотя все ограничения на сьемки "жестких" сцен в Сентае были сняты, но создатели решили продолжить эксплуатировать "веселую тему". 21-й сезон - "Megaranger" ("Мегарейнджер"), вышел на экраны в 1997-м году. Он снова попытался "омолодить" команду, сделав всех основных Рейнджеров школьниками, и введя в качестве основной темы новомодные компьютеры, Интернет и электронные гаджеты вроде сотовых телефонов и цифровых фотоаппаратов, которые только-только появились на рынке Японии. Сюжет повествовал о том, как пятеро школьников волей обстоятельств стали Мегарейнджерами - защитниками Земли от пришельцев из иного измерения Неджиреджи. По сюжету, Мегарейнджеры были изначально видео-игрой, но на самом деле это был симулятор настоящих боев, и кандидатов в Мегарейнджеры искали среди чемпионов игры. Сезон использовал комедии положений из разряда "школьные анекдоты". Сочные персонажи (как положительные, так и отрицательные) и неплохой сюжет, хорошие роботы, некоторые отсылки к старым сезонам (например, "электронная" идея была созвучна идее сезона "Denjiman" 1980), все это обеспечило "Megaranger" значительный успех.
     Когда создатели Сентая приступили к сьемкам 22-го сезона сериала - "Gingaman" ("Гингаман") 1998, то они в этот раз четко выражали желание сделать сезон "в старых традициях", для чего даже приставка названия была "-man", а не "-ranger". Сюжет повествовал о том, как наследники древней силы Звездных Зверей - Гингаманы, сражались с ожившими в наши дни космическими пиратами клана Балбан, для чего использовались Сила Земли и Звезные Звери из космоса. Попытка показать в конце 90-х годов некоторые вещи из Сентая 80-х вылились в полу-фэнтезийный сюжет, колоритных и "злых-злых" врагов, в типажи других персонажей, взятых из 80-х годов. Также все мехи в этом сезоне были формально живыми (и изначально были не роботами, а огромными зверями, которые лишь превращались в роботов). Место традиционного дополнительного Рейнджера занимал Черный Бык, который вызвал споры о том, можно ли считать его Рейнджером, или нет (т.к. костюм этого персонажа носило последовательно двое героев, первый из которых был убит по сюжету).
     С другой стороны, в этом сезоне создатели серьезно опробовали в деле компьютерную графику, хотя сама по себе компьютерная графика до того уже применялась в нескольких последних сезонах, но отрывками (в сезоне "Megaranger" уже в заметном количестве).
     Начиная с этого сезона состав продюссерской команды более не был никогда совершенно однородным. С целью недопущения застоев и стагнаций в сезонах, каждый год в составе продюссеров происходили изменения, спустя 1-2 года люди снова возвращались и снова уходили, и т.д. Это делало разные сезоны отличными друг от друга. Так как технология производства самих серий была давно отточена до идеала, то на качестве это обычно не сказывалось.
     В следующем сезоне (23-й по счету) - "GoGo V" ("Гоу Гоу V") 1999, в каком-то смысле продолжили "возвращение к корням". Во-первых, всех пятерых Рейнджеров этого сезона сделали братьями и сестрой, и принципиально отказались от использования дополнительного Рейнджера. Во-вторых, в сезон добавили пафоса, столь характерного для ранних сезонов.
     Рейнджеры отряда "Гоу Гоу V" сражались с демонами клана Сайма, и одновременно раскручивалась история про пропавших за много лет до этого отца и матери семейства. Общая тема сезона была заявлена как "спасательная" (Рейнджеры были как бы супер-спасателями людей от атак демонов), но в реальности "спасательный" элемент был выражен довольно слабо. Массированное применение высококачественной компьютерной графики в сценах с роботами в этом сезоне вышло как нельзя лучше, и стало теперь новой традицией сериала. Хотя ряд фанатов считал истории "GoGo V" несколько скучными и утомительными, но качественные роботы, масса оружия и эффектов компесировали это.
     "GoGo V" продемонстрировал, что Сентай продолжает свои поиски путей постоянного обновления - рынок телевизионных развлечений становился все более стремительным и жестким, и снимать несколько лет подряд сериал в одном ключе было уже просто нельзя. В итоге чем дальше, тем сильнее каждый следующий сезон отличался от предыдущего.
     В начале 2000-го года стартует последний Сентай XX-го века - "Timeranger" ("Таймрейнджер"). В целом этот сезон эксплуатировал "классическую" форму сезона 90-х - исходная пятичленная команда, затем дополненная дополнительным Рейнджером, постепенное появление в сезоне все новых роботов и других персонажей. Новинка на сей раз крылась в сюжете - Таймрейнджеры (четверо из пяти) были представителями полиции во времени, и прибыли в Токио 2000-го года из 3000-го года вслед за бежавшими преступниками Семьи Лондарз. Позднее Таймрейнджеры столкнулись не только с мутантами и преступниками из будущего, но и с Тайм Пламя (дополнительным Рейнджером сезона), "махинациями" с временем главы полиции во времени из 3000-го года, и много с чем еще. Впервые на стороне Рейнджеров сражались "свои" рядовые пехотинцы, а Тайм Пламя имел красный цвет костюма, как и Красный Рейнджер. Также лидером отряда изначально был не Красный, а Розовый Рейнджер. В итоге Таймрейнджеры по сюжету изменяли "предопределенное" будущее. Главная идея сезона - "создай себе свое будущее сам", была очень близка японской культуре с ее парадоксальным фатализмом в отношении предначертанной тебе судьбы, но с "обязанностью" сопротивляться этому предначертанию. Местами трагический сюжет сезона включал гибель Тайм Пламени, все в сезоне было завязано на теме времени и изменения хода истории и своей судьбы. В итоге Таймрейнджеры стали новым популярным сезоном.
     В период "Timeranger" Сентай подошел к отметке в 25 лет своего существования, а, значит, следующий сезон был юбилейным, 25-м. Он назывался "Gaoranger" ("Гаорейнджер") и стартовал в начале 2001-го года.
     Сезон снова воскресил идею "Рейнджеров-зверей", т.е. главной темой была природа и звери. Гаорейнджеры использовали волшебных Пауэр Животных, чтобы получить их силу и сражаться с Оргами - демонами загрязнения и разрушения Земли. Присутствовал традиционный шестой Рейнджер (Гао Серебрянный) с очень сложной историей. Главной "фишкой" сезона стало невиданное до того число "звериных" мехов и роботов (всего более 20 комбинаций роботов), выполненных в отличной для 2001-го года графике.
     С одной стороны, "Gaoranger" был еще сезоном 90-х, с другой уже показывал нечто новое. Например, в нем появилась тенденция по введению в действие множества дополнительных мехов для образования самых разных новых форм роботов (обычно дополнительный мех менял руку или ногу Робо). В итоге появление нового меха стало "роялем в кустах" и традиционным сюжетом для серий этого и тех последующих сезонов, где по сюжету появлялось много мехов.
     Однако главным в "Gaoranger" было все таки то, что он был юбилейным - кроме традиционного побочного фильма к сезону, он обладал мувиком "Gaoranger VS Super Sentai", где были собраны многие персонажи из старых сезонов, и воскрешена в воспоминаниях вся история Супер Сентая с 1975-го по 2001-й годы. Качественное исполнение самого сезона довершило дело, и "Gaoranger" получил очень высокие рейтинги, став одним из знаковых сезонов.
     Когда в начале 2002-го года трансляция "Gaoranger" закончилась, в Сентае снова завершилась целая эпоха, связанная с тем, что в командах появились шестые Рейнджеры, сильно увеличилось число роботов, а также резко возрос уровень и количество спецэффектов. Но история Сентая была еще далеко не окончена...

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

"Power Rangers In Russia" - "Могучие Рейнджеры в России" (PRiR), основан в 2004-м году