Power Rangers in Russia

"Power Rangers In Russia" - "Могучие Рейнджеры в России" (PRiR), основан в 2004-м году

НА ГЛАВНУЮ
ОБРАТНО
Релиз статьи:
17.09.2009


СТАТЬИ


ИСТОРИЯ О ТРИДЦАТИ ТРЕХ СЕНТАЯХ ЧАСТЬ III

(публикация: 17.09.2009; автор: Artur Morphin)

ИСТОРИЯ О ТРИДЦАТЬ ТРЕХ СЕНТАЯХ ЧАСТЬ III

Ураганные перемены ниндзя
(2002-2003)

     В начале 2002-го года, после большого успеха прошедшего сезона "Gaoranger", создатели из компании "Toei" как будто встали перед сложной задачей - нужно было придумать ничуть не менее интересный сезон, причем в свете того, что сериал перешагнул порог в 25 лет, сделать это было уже довольно трудно, казалось, все, или почти все интересные темы уже были исчерпаны. Однако это только так казалось...
     Прежде всего, в это время в "Toei" снова провели работу над кадрами и привлекли к работе над сериалом новое поколение молодых креаторов и продюссеров. Эти люди не боялись ставить смелые эксперименты над сериалом и совсем не считали Сентай "священной коровой". С другой стороны, для противовеса, в команде оставили некоторых "ветеранов", например, там остались Койчи Яда и Джун Хикаса, работавшие в Сентае с середины 90-х годов.
     Усилиями такой комбинированной команды был создан 26-й сезон сериала - "Hurricanger" ("Харрикенджер"), который стартовал в начале 2002-го года. Этот сериал явил собой начало нового, третьего периода Сентая, условно называемого "Новый Сентай". Для этого периода были характерны как никогда глубокие и смелые эксперименты с идеей команды Рейнджеров.
     Сюжет сезона "Hurricanger" повествовал нам о том, как трое студентов секретной академии ниндзя, волей судьбы стали обладателями сил Харрикенджеров, для сражения с группировкой злых монстров и ниндзя Джаканджа из космоса. Налицо было повторное использование темы ниндзя, впервые затронутое в "Kakuranger" (1994). Совершенно очевидно, что Сентай прибег к новому использованию уже бывших в сериале много ранее тем сезонов, чтобы не испытывать затруднения с придумыванием новой темы.
     То, что команда старовала в этот раз с трех человек, уже само по себе было новостью и почти невиданным делом, но это было только начало. В процессе сезона к команде присоединились еще два Рейнджера, которые довольно долго образовывали свою мини-команду Гоурайджеров, оппозитную Харрикенджерам, и имели нестандартные цвета (темно-красный и темно-синий). Еще позднее появился шестой Рейнджер - Сюрикенджер (зеленый), который вообще не имел человеческого облика (при очередном своем появлении он маскировался под нового человека) и имел целых два "режима" своего костюма. В итоге Сюрикенджер стал одним из самых популярных дополнительных Рейнджеров в истории Сентая.
     Сезон про Харрикенджеров был наполнен ниндзя-тематикой, сочными героями, разными поворотами сюжета и высоким уровнем спецэффектов, а потому этот сезон целиком стал весьма популярен.
     Как уже говорилось, этот сезона положил начало очень смелыми экспериментам с составом и расцветкой команды Рейнджеров, сюжетом, врагами, структурой серий и т.д. Отныне практически ни один из постулатов сериала не был незыблемым. Без изменений оставили лишь основу-основ сериала - положения о том, как команда Рейнджеров сражается с монстрами врагов, высылаемыми злой организацией, а потом уничтожает выросших монстров с помощью огромных роботов. Все остальное можно (и нужно) было менять от сезона к сезону.
     Это означало также фактический конец постулата о пятичленной команде, к которой в 90-е годы "разрешалось" добавлять шестого. Хотя в будущем костяк команды все же в большинстве случаев состоял из пяти человек привычных расцветок, но в остальном создатели оставили себе полную свободу.
     Например, теперь в команде можно было иметь более одного дополнительного Рейнджера, которые поделились на две категории - одни действовали с момента своего появлени постоянно, а другие только эпизодически. Также дополнительным Рейнджерам "разрешили" быть злыми. Некоторые дополнительные Рейнджеры в сюжете постепенно фактически сливались с основной командой, теряя по факту свой статус "дополнительного" (условно их можно было назвать так сказать, "полудополнительными"), другие продолжали держаться обособлено.
     Отдельно стоит сказать и о других явлениях, которые появились, или усилились в Сентае в начале 2000-х годов, и которые многими фанатами стали восприниматься отрицательно. Во-первых, это усилившаяся коммерцизация Сентая. Теперь Сентай (новые герои, участие уже введенных персонажей) в значительной степени зависел от рейтингов продаж игрушек "Bandai". Раньше такая зависимость также была, но не столь сильно выраженной. Между прочим, в американском аналоге Сентая - "Power Rangers", ситуация была аналогичная.
     Вторым негативным моментом был набор актеров. Если в 80-е и 90-е годы в Сентае снималась масса "просто" молодых актеров, случайные люди "с улицы" (которые часто потом вообще больше нигде не снимались), или даже каскадеры, переведенные в актеры, то теперь ситуация изменилась. "Случайным" людям вход в Сентай стал гораздо более труден, во всяком случае, на ведущие роли. Чем дальше, тем больше в Сентае снимался только определенный контингент: подопечные различных агентств талантов и актерских школ, фото- и видео-модели, "таренто" (юные медийные знаменитости разных мастей), музыканты и даже поп-идолы. Делалось это опять таки с целью заработка агентствам и для привлечения к сериалу аудитории конкретной модели или поп-идола (в Японии поп-культура очень стремительна и фанатична). Еще одной причиной было стремление "Toei" соответствовать очень стремильной японской поп-культуре, где от феноменальной известности до забвения человека, фильма или сериала, могло пройти всего 2-3 года. Словом, попасть "с улицы" в Сентай можно было только на эпизодические, или второстепенные роли, и уже редко когда на ведущие роли Рейнджеров.
     В немалой степени из-за этого значительно понизился возраст актеров. Если в 80-е годы он обычно значительно зашкаливал за 20 лет (25-27 лет возраста никого не удивляли), то теперь возраст очень редко превышал 20-21 год, а средний порог был 18-19 лет. Немало стало сниматься и несовершеннолетних (16-17 лет). Хотя в "Hurricanger" все вышеперечисленное еще не было не столь сильно выраженно, но со временем эти черты стали более глубокими.
     Еще одной вещью, которая вызывала критику старых фанатов, стало увлечение спецэффектами и их количеством в ущерб качеству. Вместо сложной и кропотливой операторской и монтажной работы 80-х и 90-х годов, когда широко применялись панорамные виды боев Рейнджеров, "трясущаяся" и "плавающая" камеры, сложный монтаж, а также вместо использования "живых" взрывов, на экране часто стали "просто" больше использовать компьютерных эффектов. С другой стороны, зрелищность сериала резко возросла, а качество используемых эффектов обычно не вызывало нареканий.
     Коммерцизация коснулась и структуры серий. Порой сюжеты эпизодов упрощались, а роль сюжетного тягла в серии играло появление нового меха, или нового оружия. Стало меньше ставится моральных, нравственных и этических проблем. Конечно, все это носило не повальный характер, но существовало как явление. Рейнджеры практически перестали драться с солдатами злодеев в своем человеческом облике. Причина - новые молодые актеры редко обладали для этого физическими данными.
     Кроме того, Сентай продолжал использование при боях выросших монстров и Робо не только компьютерные модели, но и людей в костюмах роботов и монстров, которые сражались среди моделей "города". Чем дальше, тем больше раздавалось критики фанатов в адрес этого устаревшего с технической точки зрения момента. С другой стороны, ряд фанатов считал его "изюминкой" сериала.
     Отметим, однако, что несмотря на некоторые описанные выше явления, производство Сентая обычно оставалось на очень высоком техническом уровне. Еще один небольшой факт - только в 2002-м году у сериала появился свой официальный логотип, до этого сезоны формально не обьединялись под единым логотипом...

Динозавры, полицейские и маги, или приключения продолжаются!
(2003-2007)

     Следующий после Харрикенджеров сезон Супер Сентая - "Abaranger" ("Абарейнджер") 2003, продолжил смелые эксперименты с составом команды. "Abaranger" вернулся к теме динозавров (впервые обыгранной в "Zyuranger" 1992), однако сходство ограничивалось только общей темой.
     Сюжет Абарейнджеров повествовал о том, как монстроподобные пришельцы из иного измерения (Иная Земля), где жили люди и динозавры, проникли в наш мир для его завоевания. Однако группа людей получила силы от разумных биомеханических динозавров Иной Земли и стала Абарейнджерами, чтобы защитить Землю.
     Создатели снова создали костяк команды только из 3 человек. 4-й Рейнджер (Черный) был не то дополнительным, не то основным по своему смыслу (периодически исчезая из действия или действуя с основной командой. Сезон также ввел в качестве 5-го Рейнджера - злого Рейнджера! До того Рейнджеры могли быть злыми лишь короткое время, находясь обычно под чьим-то воздействием (максимум несколько эпизодов, как в "Hurricanger"). Здесь же, почти весь сезон Абаре Киллер (так звали злого Белого Рейнджера) сознательно был против Абарейнджеров, и лишь в конце он перешел на их сторону.
     Интересно, что команда Абарейнджеров так и не доросла до 6 человек, вместо шестого Рейнджера использовалась усиленная версия Красного Рейнджера (ранее столь сильное выделение одного члена команды по силе не допускалось). Еще одной отличительной чертой сезона была очень тонкая балансировка на грани серьезного и трагического сюжета (со смертью Абаре Киллера в финале) с одной стороны, и масс юмора и отвязных гэгов, откалываемых практически всеми персонажами (и злыми и добрыми, включая разумных динозавров) с другой.
     "Abaranger" окончательно показал всем, нравилось это кому-то, или нет, что старый классический Сентай с его строгими канонами ушел в прошлое, во всяком случае, на время.
     В следующем, 28-м сезоне Сентая, "Dekaranger" ("Декарейнджер") 2004 это было продемонстрировано вновь. Декарейнджеры - космические полицейские, которые должны были защищать Землю от злобных инопланетных преступников. Таким образом, Сентай доказал, что все еще способен находить совершенно новые темы.
     К команде из пяти изначальных Рейнджеров во время сюжета последовательно добавили двух дополнительных Рейнджеров, а еще трое появлялись только по одному разу. Таким образом, введение в действие нового Рейнджера в Сентае стало техническим актом, а их количество и обьем сюжета, который они должны были нести на себе ничем не ограничивалось (от одной серии до всего сезона).
     Сезон имел уникальную для своего времени черту - он фактически не имел стандартной в сезонах Сентая группировки врагов, посылающих "недельных" монстров в город - главный злодей сезона, галактический преступник Агент Абрера действовал без помощников, появлялся эпизодически, и только под конец сезона. Кроме того, "Dekaranger" не имел также сквозного сюжета, его действие по сути представляло собой полсотни локальных историй из жизни космических полицейских. В сюжетах серий массово присутствовали элементы из почти всех известных детективных и полицейских лент, особенно гонконгского жанра, а последнее предполагало массу экшна и стрельбы без особых напрягов на сложность и убедительность сюжета (хотя были и очень трагические и глубокие серии). Наставником команды был инопланетный коммандор Крюгер, который также являлся одним из дополнительных Рейнджеров (оба этих факта были впервые в Сентае).
     В 29-м сезоне, "Magiranger" ("Маджирейнджер"), который вышел на экраны в 2005-м году, главной темой была избрана магия. Сюжет крутился вокруг пяти детей (три брата и две сестры) семьи волшебников Озу, которые получили от своей матери магические силы для превращения в Маджирейнджеров, и должны были противостоять темным магам из подземной Инферсии, а попутно отыскать следы своих пропавших отца и матери. Сезон, особенно его вторая половина, был наполнен очень эмоциональными историями о верности семье, своим родственникам, своему слову и чувству долга, а также проявлению храбрости (прояви храбрость и будь верен своей семье - и будешь вознагражден магией, это главная мысль сезона).
     Среди новшевств можно было отметить следующее - впервые Рейнджеры сами превращались в свои мехи и потом составляли из них Робо. Также в сезоне уже "традиционно" было больше одного дополнительного Рейнджера - кроме "штатного" шестого (Маджи Шайн), в сезоне эпиодически действовали еще двое Рейнджеров, плюс большую часть сезона на врагов "работал" Урузард, очень близко подходивший под определение Рейнджера.
     В начале 2006-го года Сентай подошел к отметке в 30 сезонов. Вышедший на экраны в этом году сезон "Boukenger" ("Боукенджер") был среди прочего, посвящен этому событию.
     Сюжет Боукенджеров крутился вокруг особой команды Рейнджеров (собственно, самих Боукенджеров), которые должны были разыскивать по миру (читай - Японии) различные могущественные артефакты (называемые "Сокровища") и оберегать их от разного рода злодеев. Главной темой были приключения - на земле, воде, в воздухе и вообще везде, где только можно. Бесконечное желание людей идти навстречу опасностям и переживать опасные приключения ради достижения благородных целей - такова была главная идея Боукенджеров.
     Сезон имел четкую "техническую" направленность (все многочисленные мехи были техникой - грузовики, краны, самосвалы и т.д.). Сквозного сюжета опять не было, в каждой новой серии Боукенджеры "просто" искали очередное Сокровище. Врагов было целых четыре группировки, и все они олицетворяли различные "классические" сентайные группы злодеев - древние темные маги, злые ниндзя, подземные демоны-рептилии, а также тенологические киборги. Также впервые за много лет Красный Рейнджер был представлен "старым" типом (собранный и харизмаичный лидер), а не "новым" (взрывной эмоциональный юноша). Вместо нескольких дополнительных Рейнджеров в этот раз был "всего" один дополнительный (Боукен Серебряный). Впрочем, к нему для компании позже добавили Зубана, похожего на регулярных союзников - не-Рейнджеров из сезонов 90-х годов.
     Не менее важным, чем сезон, было специально снятое "юбилейное" мувие "Boukenger VS Super Sentai", в котором Боукенджеры встречались с героями прошлых пяти Сентаев. В фильме также действовал Ака Красный (т.е. Красный Красных, т.к. "Ака"="Красный") - собирательный образ всех Красных Рейнджеров Сентая.
     Небольшая деталь - в связи с продвижением высоких технологий, Боукеджеры были первым сезоном, кто изначально транслировался в цифровом телевидении и с использованием широкоформатной картинки (16:10). Кроме того, тут ярко проявились некоторые черты коммерцизации Сентая, например, все женские роли в этом сезоне исполнялись поп- и модель-идолами разных направлений.
     В целом, к моменту окончания "Boukenger" было очевидно, что очередное пятилетие сериал встретил хорошо, вновь пройдя серьезную модернизацию. Почти все новшевства были приняты фанатыми более-менее хорошо (об отрицательно принятых новшевствах было рассказано выше). Правда, рейтинги "Boukenger" оказались ниже, чем планировалось...

Кунг-фу от самураев на автомобилях
(2007-2009)

     После окончания "Boukenger" настроение сериала не поменялось, по-прежнему новые сезоны должны были появляться строго каждый год сразу после предыдущего, и иметь разные темы. 31-й сезон сериала, получивший название "Gekiranger" ("Гекирейнджер") стартовал в начале 2007-го года.
     В качестве своей темы он снова избрал боевые исскуства и управление энергией Ци, напоминая этим сезон "Dairanger" (1993). Однако сюжет был иным и крутился вокруг двух школ одного стиля кунг-фу - Джу Кена (имитирование в бою животных и управление силой Ци). Представители "доброй" школы Геки Джу Кен, Гекирейнджеры, сражались с воинами и монстрами "злой" школы Рин Джу Кен.
     "Изюму" в сезоне было много. Для начала, команда снова стартовала с трех человек, и только во второй половине сезона пополнилась двумя дополнительными Рейнджерами (но так и не доросла до 6 человек). Также группировка врагов очень активно меняла второстепенных боссов и даже своих лидеров. Впервые в сериале врагам, как персонажам, и их характерам, было уделено не меньше внимания, чем Рейнджерам - лидеры врагов очень активно строили сюжет в этом сезоне и служили его стержнем. На это накладывался сложный и интересный сюжет, также присутствовала стройная боевая система "звериных" стилей и терминов боевых исскуств, в которых сражались герои (даже каждый монстр имел свой боевой стиль). Самое интересное было, что такое обилие "изюма" привело к тому, чего совершенно никто не ждал - к очень низким рейтингам...
     Решив, что они немного "заигрались" в эксперименты, в "Toei" явно сбавили обороты искательства и поисков свежих путей развития Сентая. 32-й сезона сериала получил необычное название - "Go-Onger" ("Го-Онгер"), но много более обычное содержание. Сезон стартовал в 2008-м году.
     По сути, для спасения рейтингов в "Toei" прибегли к инструменту, который уже спас их в 90-е годы - к юмору. Го-Онгеры повторяли тему, уже опробованную в "Carranger" (1996), это были автомобили и юмор. Сюжет рассказывал зрителям о Го-Онгерах, которые использовали "машинную" силу Энджинов, разумных автомобилей их Машинного Мира (иного измерения) и сражались с Гайярком, организацией роботов, стремящихся загрязнить Землю. Тема сезона была вновь "гоночно-автомобильной".
     Го-Онгеры имели изначально три человека в команде, которые быстро пополнились еще двумя. Затем в действие ввели двух дополнительных Рейнджеров. Снова в действие была введена целая армада разных мехов, на сей это был необычный сплав животных и зверей (например, льва с грузовиком, или петуха с вертолетом). Снова не было сложного сквозного сюжета, в целом общая линия прослеживалась чрезвычайно слабо и большинство серий были локально замкнуты в самих себе, повествуя о разборках с очередным монстром. Главная мысль сезона крутилась вокруг верности Го-Онгеров своим партнерам - разумным Энджинам. Характеры персонажей были четкими и понятными, но несколько плосковатыми, чтобы облегчить их восприятие.
     Однако главным в сезоне остался юмор, а также попытка вернуться к некоторым истокам сериала. Юмор достигался в Го-Онгерах прежде всего за счет "несерьезного" вида монстров и врагов (монстр в виде душа с глазами, например). Также в сезоне было почти полное отсутствие действительно трагических моментов. "Недельные" планы врагов напоминали планы таких же врагов начала 80-х с их порой абсурдными замыслами (скажем, убедить людей никогда не выбрасывать мусор, или поместить всех людей в измерение с горячими банями).
     Хотя в некоторых чертах Го-Онгеры и напоминали старые сезоны, но часть фанатов посчитала его "слишком легким". Критиковался также слишком несерьезный вид мехов. В итоге рейтинги "Go-Onger" оказались даже ниже, чем у "Gekiranger".
     Настал год 2009-й, пришло время для 33-го сезона "Super Sentai Show". Сезон получил название "Shinkenger" ("Шинкенджер"). Создатели решили вновь обратится к восточной теме, причем родной для Японии - к самураям. Если ниндзя и боевые исскуства были уже обыграны ранее, то самураи были свежей темой.
     История рассказывала, как в наше время группировка монстров и демонов Гедоши восстала из темницы иного измерения, куда была заточена ранее, и тогда пять потомков древних самурайских родов стали Шинкенджерами, чтобы остановить их, используя свои представления о долге и чести самурая, а также волшебную силу Моджикару, скрытую в символах каллиграфии. В процессе сезона к Шинкенджерам просоединялся шестой, "стандартный" дополнительный Рейнджер.
     Стоит отметить, что стилистика самураев в сезоне была выдержана довольно слабо, и была больше декорацией и экзотикой, хотя стили владения мечом были внешне скопированы с классических стилей фехтования самураев. С другой стороны, сезон снова отчасти вернулся к корням сериала. Постановкой в каждой серии "классических" нравственных, моральных и прочих вопросов, тем о долге, чести, ответственности перед собой и другими - этим Шинкенджеры также сильно напоминали старые сезоны Сентая. Кроме того, множество мелких моментов удачно создавали "японскую" атмосферу сезона (например, элементы театра кабуки).
     Объектом критики служили и мехи этого сезона, так как в сценах боев роботов и выросших монстров широко применялась "классическая" технология боев людей в костюмах роботов и монстров среди пластмассового города и со снопами искр вместо взрывов. На фоне широкого использования компьютерных эффектов в боях "на земле", такие бои мехов выглядели устаревшими.
     Как бы то ни было, но Шинкенджеры продолжили свою миссию самураев. Ясно одно - 33-й Сентай не последний. Предыдущие сезоны показывали и хорошее и плохое, но все же много больше хорошего. Сериал, который смог не умереть с 1975-го года слишком явно обладает огромным запасом прочности, и, думается, в ближайшие годы еще порадует нас множествов качественных историй об очередных командах супер-героев в костюмах из спандекса, которые обьединены идеей борьбы со злом во всех его проявлениях...

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

"Power Rangers In Russia" - "Могучие Рейнджеры в России" (PRiR), основан в 2004-м году